Церковный приход

Православный храм в селе был построен в 1831 году на средства графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской. 100 лет молились в нём люди, пока не  закрыли его при советской, коммунистической и безбожной власти. Сколько людей побывало и молилось здесь за 100 лет!? Сколько слёз и людского горя видели эти стены!? После закрытия храм использовали сначала под клуб, затем под зернохранилище, мастерскую и  заправку. А потом и вовсе он пустовал много лет, постепенно разрушаясь. И в эти годы уже многие, не стесняясь, пользовались им как свалкой и отхожим местом. Но Бог поругаем не бывает! Никогда Ангелы Божии не покидают того места, где когда-то был храм! Даже если от храма ничего не осталось – это место продолжает оставаться святым, намоленным. Об этом надо помнить ради спасения собственной души, ради уважения памяти предков и истории Отечества.

В клировых ведомостях села Нижней Ивановки (Никольского) за 1894-1895 годы указано, что данная церковь была построена «тщанием помещицы Анны Орловой-Чесменской» в 1834 году. Церковь имела три престола в одном алтаре: главный (средний) – в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина», южный боковой престол – в честь святителя Николая Чудотворца, северный боковой – в честь великомученика Георгия Победоносца. В клировых ведомостях той же церкви за 1902-1906 годы сказано, что храм построен в 1831 году. Почему такое расхождение? Вероятнее всего,  в 1831 году, в ещё не совсем оконченном храме, уже  начались службы, но отделочные работы продолжались до 1834 года. Это предположение подтверждается тем, что по архивным данным, главный и южный престолы были освящены архиепископом Симбирским Анатолием в 1832 году, а северный престол —  по благословению того же архиепископа – самарским протоиереем Иоанном Цветковым – в 1833 году.

В те годы село Нижняя Ивановка входило в состав Самарского уезда Симбирской губернии, так как Самарская губерния была образована только через 20 лет – в 1851 году. Ещё раньше, до образования Симбирской  губернии в 1796 году, Самарский уезд относился к Казанской губернии. Таким образом, приход церкви «Неопалимая Купина» в Ивановке, первые 20 лет, принадлежал  Симбирской епархии, а с 1851 года – Самарской.

По сведениям архивных документов за 1907 год, церковь в Ивановке «зданием каменная, с такою же колокольней, тёплая, вмещает более 400 человек, прочная. Церковная ограда каменная новая прочная. Под церковью 75 кв. сажень, в ограде 260 кв. сажень земли. Церковная площадь занимает 3 десятины. Отведена общественным приговором в 1877 году. При церкви имеется сторожка. Вне селения имеется особо отведённое кладбище, окопанное канавой… Утварью и богослужебными книгами церковь достаточна. Из древних вещей на северном престоле хранится Святое Евангелие, издания 1668 года, «напечатанное ещё при патриархе Иосифе».

Библиотека при сей церкви состоит из книг для чтения… 37 названий – 170 томов. Периодические издания: «Христианское чтение» за 1881-1883 годы, «Церковный вестник» за 1881, 1883, 1885 и 1887 годы, «Кормчий» за 1894 год и «Миссионерское обозрение» с 1889 по 1906 годы.

По штату при церкви положено быть священнику, дьякону и псаломщику. Но, после выделения деревни Купино в самостоятельный приход в 1900 году, вакансия дьякона упразднена. В распоряжении прихода было 33 десятины пахотной и 10 десятин сенокосной земли. Дома церковнослужителей общественные, с надворными постройками, находились на месте нынешнего недостроенного клуба.

При церкви с 1886 года имелось церковно-приходское попечительство. В 1888 году при церкви (при участии земства) было открыто земско-общественное училище. В 1894 году не средства прихожан была открыта школа грамотности, размещавшаяся в деревянном здании. В 1895 году открылась одноклассная чувашская церковно-приходская школа. Помещалась она в собственном здании, построенном на средства Самарского епархиального училищного совета и комитета православного миссионерского общества. Отапливалась и «окарауливалась» на средства прихожан. Обучалось в школе — на 1907 год — 22 мальчика и 8 девочек. Заведующим и законоучителем был священник Димитрий Дмитриев – бесплатно. При школе, в особом помещении, проживал учитель Филипп Яковлев – с жалованьем от казны – 240 рублей в год.

В Нижней Ивановке с 1888 года существовало земско-общественное училище. В 1907 году в нём обучалось 80 мальчиков и 12 девочек. В основном это были русские дети из приходских деревень. Законоучителем и в этой школе был приходской священник Димитрий Дмитриев. Здесь он получал жалованье — 60 рублей в год. Учителями были Николай Моловский – с жалованьем 500 рублей в год и Вера Казакова – с жалованьем 300 рублей от земства.

В состав прихода «Неопалимой Купины» входили и близлежащие деревни, не имеющие своих храмов: Купино, Киевка, Григорьевка, Вислая Дубрава, Дмитриевка. В 1900 году в Купино был построен деревянный храм Покрова Богородицы и село выделилось в отдельный приход. По сведениям на 1907 год, в оставшихся пяти деревнях Неопалимовского прихода, вместе с Ивановкой (без Купино), проживало 2452 человека. В том числе: в Вислой Дубраве – около 150 человек, в Киевке – около 250, в Дмитриевке – 350, в Григорьевке – 750, Ивановке – 950. Основное население – это крестьяне. Но были и военные. Так, в Ивановке проживало 112 человек военного звания (солдаты, их жёны и дети), в Григорьевке — 97 военных, в Вислой Дубраве – 32. Большинство населения прихода (2299 человек из 2452) православные, но были и раскольники: 86 человек – Австрийского толка, 48 – Спасова согласия, 19 – Поморской секты.

по материалам книги прот. Сергия Ускова «Богом хранимое село»

Комментирование запрещено