Село Никольское образовано в 1735 году (по другим источникам – в 1771, хотя ни та, ни другая даты не имеют строгих научных доказательств). До 1795 года поселение называлось «Пизенчек» или «Писентик», затем, до 1923 года, Нижней Ивановкой, или просто Ивановкой – в честь Ивана Григорьевича Орлова – старшего из пятерых братьев Орловых, участвующих в дворцовом перевороте 1762 года, в результате которого Российской императрицей стала Екатерина II.
Земля, на которой расположено село, с 1630 года была занята калмыками, пришедшими на смену кочевавшим здесь ранее ногайцам. Калмыки были опасными соседями. В 1639 году они даже пытались взять крепость Самару, основанную в 1586 году. Каждый год к зиме стада калмыков отодвигались на юг к Каспийскому морю и постепенно доставляли всё меньше беспокойства возникавшим вдоль левобережья Волги поселениям мордвы и чувашей. Среди лесов Самарской Луки чуваши поселились очень давно. Поэтому, поселяясь и на левом берегу Волги, они считали себя хозяевами этих мест и в вопросах землепользования ссылались на грамоты Казанских царей. Живя далеко от Казанской провинции, эти чуваши избежали татаро-магометанского влияния, сохраняя самобытные черты своей языческой культуры. Свои селения они всегда располагали возле красивых лесных урочищ, имевших значение священных рощ. Чуваши любят природу, с которой тесно сплетаются их религиозные представления, их поэтический «праздник земли» и другие обычаи.
Уходя от крепостной зависимости, с правого берега за Волгу переселялись как чуваши, так и русские. Поэтому чувашские поселения возникали вперемежку с русскими, а некоторые имели двойное название: Титовка, Мордовские Липяги, Чувашские Липяги, Русские Липяги, Александровка – Туй-Бахтуй, Ивановка (Никольское) – Пизенчек, Покровка – Улхаш. В первой половине XVIII века, возле устья реки Усы, существовали небольшие чувашские посёлки Япланай, Чуракаль и Хурнис. Они исчезли. В то же время на луговом левом берегу Волги, у устья реки Безенчук, возник новый чувашский посёлок «Писентик» – как гласит предание – названный так по имени первого переселенца-чуваша. Три улицы села Никольского до сих пор сохранили свои чувашские названия по именам тех прежних поселений: «Япланай» – часть нынешней Комсомольской от церкви в сторону Безенчука, «Чуракаль» — та же Комсомольская от церкви в сторону Екатериновки и «Хурнис» — Советская. Эти улицы напоминают о давно исчезнувших селениях, из которых вышли основатели и первожители села. Другие улицы в селе тоже имеют вторые, чувашские названия (например, «Табатирка» — Пролетарская), но об этом теперь мало кто помнит. А название «Писентик», закрепилось тогда не только за деревней, но и за протекавшей мимо неё рекой. Со временем «Писентик» или «Пизенчек» трансформировалось в «Безенчук».
Новые поселения появлялись в те годы без всякого отвода земли. Возобновились конфликты с кочующими калмыками. Стало опасно. Случались калмыцкие набеги. Уезжая на покосы партиями, бабы плакали, прощались с домами, отправлялись как на войну. Царское правительство старалось ограничить права калмыцких ханов, превратить их в подданных Российской империи. Из-за частых засух оскудели степные пастбища. Среди калмыцкого населения стали распространяться эпидемические заболевания. Весной 1771 года калмыки решили уйти из пределов Русского государства в Джунгарию. 33 тысячи кибиток двинулись на восток, стремясь пробраться на свои старые места к пограничью Китая. Но при следовании они частично были истреблены или обращены в рабство казахами. Многие погибли в несчастных случаях около Балхаша и только часть добралась до Кульджи (Восточный Туркестан).
После ухода калмыков быстро разнёсся слух о пустующих и вольных землях. Люди спешили в эти места, не думая о том, чья здесь земля. Селились, считая себя вольными.
Активному заселению Самарского левобережья Волги способствовала императрица Екатерина II, вступившая на престол в 1762 году с помощью гвардейских офицеров, главными из которых были братья Орловы, получившие графский титул. Екатерина подарила Орловым обширные земли в районе Самарской Луки, Усольской вотчины и окрестностей. Все здешние поселения — и существующие, и новые — Орловы назвали по-своему: Екатериновка – в честь императрицы, Алексеевка, Владимировка, Григорьевка, Фёдоровка – в честь каждого из братьев. А в честь старшего брата в Ивановку было переименовано селение Пизенчек (Писентик) только в 1795 году, то есть через 4 года после его смерти.
Тогда же, в 1795 году, впервые было учтено население посёлка. Оно было внесено в «ревизские сказки» управителем Орловых во время 5-й ревизии 1795 года. Деревня состояла из 90 дворов с населением 564 человека, в том числе 271 мужского и 293 женского пола. Во время ревизии в «сказки» заносилась каждая семья. Тогда ещё чуваши фамилий не имели. Писари записывали их по уличным прозвищам, или по имени старшего в семье. Например, деда звали Егор – значит Егоров или Егоркин. Так появились Яшкины, Ефимовы, Сахтёровы и другие. Так же записывали год рождения. Спрашивали сколько тебе лет и вычисляли год.
До 1780 года сельчане жили независимо, не платя никому никаких податей. Занимались земледелием и скотоводством, охотой и рыбалкой. Жили в небольших, курных, то есть топившихся по-чёрному избах с небольшими оконцами вверху, чтобы не мог пролезть ни медведь, ни лихой человек. С переходом крестьян во владение Орловых, их быт осложнился повинностями. За время своего существования село Никольское пережило несколько войн, революцию, голодные годы. Люди гибли, разорялись, вымирали. Только за 75 лет, примерно с 1850-х по 1920-е годы, ужасный неурожай и голод случался 13 раз. Поэтому в отдельные периоды население села не увеличивалось, как и количество хозяйств, то есть домов. Особенно это видно после голодного неурожайного 1921 года. Наиболее остро голод тогда ощущался весной 1922 года, когда вымирали целыми семьями. Количество, как дворов, так и населения, уменьшилось тогда так, что и через несколько лет не могло восстановиться. В 1920 году (до голода) в селе проживало 1023 человека в 191 доме, а в 1923 году только 875 человек в 169 домах. То есть население уменьшилось на 148 человек, а 22 дома исчезли совсем.
по материалам книги прот. Сергия Ускова «Богом хранимое село»