Крещение чувашей

Графиня Анна унаследовала от отца сёла и деревни Самарского уезда: Алексеевку, Винновку, Владимировку, Екатериновку, Ивановку, Кануевку, Кармалу, Новодевичье, Переволоки и другие. В шести из этих сёл были построены храмы. Некоторые из них (Екатериновский, Покровский) начал строить ещё отец Анны – граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский. Анна Алексеевна не только закончила строительство этих храмов, но построила затем и другие, в том числе в Кануевке и Ивановке. Большинство населения в Орловских имениях были чувашами, пребывавшими в язычестве или идолопоклонстве и не знавшими Христианской веры. Стараниями Анны Алексеевны все они вскоре приняли Православие.  Массовое крещение чувашей было совершено в 1830 году. В деревне Ивановке первый раз в январе крещено 137 душ обоего пола, второй раз в июне крещено 350 душ (по другим данным 580). В деревне Кармала 1-го июня крещено 168 душ, в деревне Берёзовый Солонец – 352 души. Ещё раньше в Тайдаково были крещены  800 человек. А всего крестилось более 4 тысяч!

Для крещения чувашей в имение Анны Алексеевны Орловой-Чесменской прибыл архиепископ Казанский и Свияжский Филарет, впоследствии митрополит Киевский. Крещение в Ивановке 3 июня 1830 года было очень торжественным. На берегу реки Безенчук построили тесовые крестильни для мужчин и женщин отдельно. Многих крестил сам владыка Филарет, других крестили 16 прибывших с ним священников. Крещаемые, одетые в белые рубахи, порознь подходили к архиерею  или священнику, стоящему на половицах, спускались с досок в купель (квадратный промежуток между досками) и, погружённые троекратно рукою священника, выходили из воды, принимая кресты и пояса. При этом имена христианские давались им группами. Это было похоже на Крещение Руси в водах Днепра князем Владимиром в Х веке, когда все жители Киева вошли в реку для принятия Таинства.

После крещения была отслужена Божественная Литургия в специально привезённой из Ставрополя (ныне Тольятти) походной церкви. Во время службы все крещённые причастились Святых Христовых Таин. Затем в той же походной церкви было совершено браковенчание. Языческая вера чувашей допускала многожёнство и у некоторых было по две, а то и по три жены. Поэтому им перед венчанием было предложено по обоюдному согласию избрать на всю остальную жизнь одну из прежде взятых в язычестве жён.

Впоследствии, на тех местах, где стояла передвижная церковь, были поставлены каменные памятники из красного кирпича: два на берегу речки Безенчук, а один чуть в стороне, на горке – откуда наблюдала графиня Анна.

Таким образом,  для тысяч Самарских чувашей графиня Анна Алексеевна стала поистине крёстной матерью. А в Нижней Ивановке один богатый чуваш-язычник соглашался креститься, только если его восприемницей станет именно она. Анна Алексеевна согласилась стать его крёстной. Чуваш этот в крещении наречён был Захарией. Захар Васильевич Лёвкин после крещения пригласил крёстную мать в свой дом. От его дома до церкви были разостланы ковры и холсты. Графиня приняла предложение своего крестника и подарила ему около 300 десятин земли.

Впрочем, есть и другая версия этой истории. И даже имя нежелавшего креститься совершенно иное. В монографии «Никольское» Н.М. Егоркин пишет, что когда Анна Орлова-Чесменская со своей свитой и архиепископ Филарет наблюдали за крещением со стороны (впоследствии именно на этом возвышенном месте будет построен каменный памятник из красного кирпича), графине доложили, что собраны все жители села кроме одного местного богача Алексея Ильжеева. Когда его привели под конвоем, то на вопрос графини почему он не хочет креститься, Алексей дерзко ответил, что согласится только если она станет его крёстной. И когда после крещения Алексей снова подошёл к Анне Алексеевне и опустился перед нею на колени, она будто бы торжественно произнесла: «Крёстный сын мой, встаньте! Заявляю пред Богом и людьми, что дарю своему крестнику Алексею карету со своего двора»…

Что же было на самом деле? Землю или карету подарила графиня? Захарию Лёвкину или Алексею Ильжееву? Скорее всего — это лишь красивая легенда, да и то противоречивая. Сомнения вызывают обе версии. И не только по своей несогласованности. Источники указывают, что архиепископ Филарет прибыл не только со священниками, но и в сопровождении войска. Поэтому крещение чувашей было добровольно-принудительным. Возможно, креститься не хотел не только «один богатый человек». У чувашского населения были сильны корни языческой веры. И если, не смотря на это,  креститься  собралось всё село и только один человек «заартачился», то за такое непослушание его бы скорее наказали, а не наградили. Впрочем, возможны любые варианты. Анна Алексеевна была очень доброй и сострадательной, позволяла себе делать и такие подарки. Другой вопрос: кому и за что? Тут уж народная молва могла сочинить и не такое.

по материалам книги прот. Сергия Ускова «Богом хранимое село»

Комментирование запрещено